Прямая и косвенная речь / Direct and indirect speech
Pronunciation — Произношение
[u:]
two, who, whose, lose, blue, true, crew, brew
[ʌ]
us, bus, hundred, rush, but, butter, cup, nut
[ǝ:]
firm, first, shirt, third, burn, nurse, turn
[ǝ]
about, ago, away, matter, passenger, umbrella
Conversation — Разговор
Kate: | Hello, Tim. | |
Tim: | Sorry, I am in a hurry. I have no time for a talk. | |
Kate: | What’s the matter? | |
Tim: | Well, I just… I have to meet my mum at six o’clock. | |
Kate: | It’s ten to six by my watch. | |
Tim: | Is it? Your watch must be fast. | |
Kate: | No, it always tells the right time. | |
Tim: | Then I must fly! | |
Kate: | Why are you in such a hurry? | |
Tim: | Mum is taking me to the theatre. It begins at six. | |
Kate: | What are you going to see? | |
Tim: | Well, it’s some play. Shakespeare, I think. | |
Kate: | Oh, really? Do you like the theatre? | |
Tim: | No, it’s my mum, she makes me go. |
Notes — Примечания
1. Англичане, когда им нужно куда-нибудь срочно «бежать», скажут одну из следующих фраз.
It’s time to go. — Пора идти.
I must be off. — Мне нужно уходить.
I must fly! — Я полетел!
2. Глагол make может использоваться в значении заставлять, принуждать.
3. Мать ведет Тима в театр… На игру? Нет, play как существительное — это пьеса. А как тогда игра? Ответ: Игра — спортивная, настольная, компьютерная — по-английски game.
Как сказать про игру актеров? Не game, так ведь? Ответ: Игра на сцене — acting. Однако играть роль будет to play a part. Для футбольного игрока используйте player, для театрального актера — actor.
4. Когда some стоит перед исчисляемым существительным в единственном числе, например, перед game, оно не указывает на количество, оно имеет значение какой-то.
Word — Слово
В истории с вокзалами fast выступало прилагательным скорый, быстрый, и наречием быстро. Точно так же first может быть прилагательным первый и наречием сначала, впервые. Еще пример: best используется в значениях лучший и, как наречие, лучше всего, больше всего.
Выучим несколько выражений с best, не задаваясь вопросом, в каком качестве оно выступает здесь — прилагательным или наречием.
It is one of the best places in the world. — Это одно из лучших мест в мире.
All for the best. — Все к лучшему.
All the best! — Всего наилучшего!
I am doing my best. — Я стараюсь, как могу.
I wish you all the best. — Желаю вам всего наилучшего.
Reading — Чтение
Tim likes football most of all. Mr Bliss likes bright colours. The best thing for Pooh is a pot of honey. А что любят Тигры? What do Tiggers like best?
What Do Tiggers Like?
Что любят Тигры?
Part I
Pooh: | Do Tiggers like honey? | |
Tigger: | They like everything. | |
Pooh: | Have some honey then. | |
Tigger: | Yum-yum… No, Tiggers do not like honey. | |
Pooh: | What do they like? | |
Tigger: | They like everything except honey. | |
Pooh: | Do they like acorns? | |
Tigger: | Yes! Acorns are what Tiggers like best. | |
Pooh: | Then let’s visit Piglet. |
Grammar — Грамматика
Прямая речь (direct speech) — это когда мы устно или письменно воспроизводим чьи-либо слова буквально — так, как они были произнесены. На письме прямая речь берется обычно в кавычки.
Прямая речь может быть простым повествовательным предложением. Говорящий что-то сообщает.
Высказывания бывают в повелительном наклонении. Говорящий что-либо приказывает, предлагает, повелевает или о чем-либо просит.
Третий вариант: вопросительное предложение. Говорящий хочет что-либо узнать, и мы передаем дословно его вопрос.
Прочитаем вторую часть текста, после чего научимся переводить прямую речь в косвенную.
Reading — Чтение
What Do Tiggers Like?
Что любят Тигры?
Part II
Piglet: | Hello, Pooh. | |
Pooh: | Hello, Piglet. This is Tigger. | |
Piglet: | Is it? So big! | |
Pooh: | Tiggers like acorns. Poor Tigger wants his breakfast. | |
Piglet: | Help yourself, Tigger. | |
Tigger: | Yum-yum… Ex… | |
Pooh: | What? | |
Tigger: | Excuse me… Tiggers do not like acorns. | |
Pooh: | But you said… | |
Tigger: | Yes, they like everything except honey and acorns. | |
Pooh: | Oh, I see! | |
Piglet: | What about thistles? | |
Tigger: | Thistles? Thistles are what Tiggers like most of all. | |
Pooh: | Then we must see Eeyore. |
Grammar — Грамматика
Пересказывая текст, мы передаем содержание рассказа или сцены своими словами — включая реплики героев. Мы преобразуем прямую речь (direct speech) в косвенную (indirect speech).
Передавая в косвенной речи утвердительное высказывание, используйте глагол say и союз that(что).
Если требуется указать, к кому обращена речь, используйте глагол tell (говорить, рассказывать).
Пересказывая повелительное предложение, которое всегда обращено к кому-то конкретно, тоже используйте tell.
Теперь о вопросительных предложениях. Когда вопрос в прямой речи начинается с do (или does), мы переделываем его в косвенный с помощью if (ли). И используем глагол ask (спрашивать).
Теперь переведем в косвенную речь фразы, которые начинаются с вопросительных слов — в данном случае с what (что) и where (где). Во всех случаях в косвенной речи «восстанавливается» прямой порядок слов: на первом месте подлежащее, на втором сказуемое, далее второстепенные члены предложения.
Question — Вопрос
И что, нельзя отступать от этих «формул»? Ответ: Почему же, отступать можно, особенно при «вольном» пересказе. Важно передать не конструкцию повелительной или вопросительной фразы, а ту мысль, которую герой высказывает.
Вспомним сцену с покупкой машины: воспроизведем буквально, что сказал хозяин магазина, потом «перескажем» его реплику.
He tells Mr Bliss to take the car and leave the bicycle.
He says that Mr Bliss can take the car, but he must leave his bicycle.
He gives Mr Bliss the car, but he wants him to leave the bicycle in the shop.
He lets Mr Bliss take the car. But he keeps his bicycle.
Phrases — Фразы
Предлагая Тигре желуди, Пятачок говорит Help yourself. Перевод Помогай себе будет неверным, потому что эта фраза означает Угощайся. Как вариант, подойдет Берите или Бери, если разговор идет между близкими людьми. Когда после Help yourself идет предлог to, он указывает на ту еду, которой вас угощают. Фраза используется и в тех случаях, когда вы сами «угощаетесь», то есть берете себе поесть или выпить.
Help yourself to the biscuits. — Берите печенье.
Pooh helps himself to the honey. — Пух берет себе меду.
The Hatter helped himself to some more bread and butter. — Шляпник взял себе еще хлеба с маслом.
Если даже после всех объяснений и примеров выражение Help yourself не запоминается, можно обойтись простыми have и take.
Have another cake. — Берите еще пирожное.
Have some more chicken. — Берите еще цыпленка.
I took some salad. — Я взял салат.
I had another cup of tea. — Я выпил еще чашку чая.
Перескажите сценку с хождением Тигры по гостям. В ней нечего пересказывать? Одни разговоры, никакого действия… Это нам и нужно сейчас: попробуйте передать своими словами прямую речь персонажей.
Кстати, не обязательно все время повторять: говорит, сказал. Передайте суть происходящего.
«Have some honey,» Pooh says.
Pooh gives him some honey. — Пух дает ему меду.
Pooh offers him some honey. — Пух предлагает ему мед.
«Do Tiggers like acorns?» Pooh asks.
Pooh wants to know if Tiggers like acorns. — Пух хочет знать, едят ли Тигры желуди. Или: Пух интересуется, едят ли Тигры желуди.
Reading — Чтение
Помните: мистер Блисс лихо свернул направо и налетел на бедного огородника Дея… На следующих поворотах его ожидают не менее драматические события.
A Chain of Accidents
Ряд происшествий
Word — Слово
В последней фразе медведи говорят автомобилистам: We will eat you up. Почему up? Съедят их наверху? Съедят с головы до ног? Нет, просто съедят.
Прежде всего up указывает, конечно, на движение вверх или положение где-то наверху.
Everyone stands up. — Все встают.
Put the box this side up. — Поставьте коробку этой стороной вверх.
Не drives up the hill. — Он заезжает на холм.
Pooh looks up and sees Tigger. — Пух поднимает глаза и видит Тигру.
Mr Bliss picks up Mr Day. — Мистер Блисс поднимает мистера Дея.
His bedroom is upstairs. — Его спальня наверху.
Tigger and Roo are up in the tree. — Тигра и Ру наверху на дереве.
Кроме этого, up может указывать на приближение к чему-либо или на увеличение размера.
Pooh comes up to the tree. — Пух подходит к дереву.
Не blows up a balloon. — Он надувает шарик.
Англичане иногда используют up с глаголом, чтобы выразить более энергичное или законченное действие.
The bears want to eat. — Медведи хотят есть.
They eat up those who come to the wood. — Они съедают тех, кто приходит в лес.
Alice drinks the bottle. — Алиса пьет из пузырька.
She drinks up the bottle. — Она выпивает пузырек.
Binks buys bananas. — Бинкс покупает бананы.
Не bought up all bananas in the village. — Он скупил все бананы в деревне.
Question — Вопрос
Вопрос: Как выразить в косвенной речи приветствия? Например, Пух говорит Тигре Hello. Или, например, утром Тим говорит учительнице Good morning.
Ответ: Скажем в косвенной речи, что они здороваются.
Вопрос: Как передать восклицания, например, причитания миссис Найт по поводу разбитой повозки.
Ответ: Описываем состояние миссис Найт в ту минуту.
Exercises — Упражнения
Exercise 1. Put in the missing prepositions. — Вставьте пропущенные предлоги: at, by, for, in, into, of, on, to, through, with.
Exercise 2. Put the sentences in indirect speech. — Поставьте предложения в косвенной речи.
-
- «Help me to get up,» Mr Day says to Mr Bliss.
- He says, «Now I cannot walk.»
- Mr Bliss says, «Put your cabbages in the car.»
- «My cart is smashed,» Mrs Knight says.
- Mr Bliss says, «We can tie the donkey to the car.»
- «Can we go faster?» Mr Day asks.
- Mr Bliss says, «The car is very full now.»
- He says, «I cannot make it go faster.»
- «Help me to get up,» Mr Day says to Mr Bliss.
- «Stop!» the bears cry to Mr Bliss.
- Mr Bliss says, «I have to stop.»
- He says, «If I do not stop, I will run over them!»
- «I like bananas,» says Teddy.
- «I like cabbages,» says Archie.
- «I want a donkey!» says Bruno.
- «And we want a car,» they all say.
- «You cannot have my car,» says Mr Bliss.
- «We will eat you all up!» say the bears.
Exercise 3. Answer the questions. — Ответьте на вопросы.
- Why does Mr Bliss has to pick up Mr Day?
- Where does he put him and his cabbages?
- What happens at the next turning?
- What is there in Mrs Knight’s cart?
- Why do they drive into the wood?
- Who comes out of the wood?
- What do the bears do?
- Why does Mr Bliss stop?